Социализация ротвейлера: понятие и принципы

Социализированный воспитанный ротвейлер должен быть наделен умением бесконфликтно сосуществовать рядом с людьми, подстраиваясь под желания и стиль жизни хозяина, а также иметь навыки мирного общения с себе подобными.

В статье изложены понятие и принципы социализации в трактовке традиционной и современной кинологии, даны показательные примеры, а также определены основные направления социализации щенка, находящегося на поствакцинальном карантине.

Все псовые, включая домашних собак, принадлежат к стайным, т.е. социальным, животным. Подобная форма жизни и взаимодействия заложена у них эволюционно, на генном уровне, проявляясь сложными поведенческими реакциями и являясь важной потребностью.

Понятие и этапы социализации с точки зрения классической кинологии

Кинологи и зоопсихологи определяют термин «социализация» как процесс вхождения животного в социальную среду посредством овладения правилами, нормами, знаниями и навыками, которые позволяют ему благополучно сосуществовать рядом с другими членами сообщества. В дикой природе социум складывается из естественной среды обитания и сородичей, но процесс одомашнивания заставил собак приспосабливаться к жизни среди людей. Таким образом, учитывая то, что жизненные пути собаки и человека неизменно пересекаются, социализацию можно разделить на:

  • навыки общения с себе подобными;
  • умение жить рядом с людьми.

Если вы хотите получить адекватного, управляемого ротвейлера с крепкой психикой и хорошими манерами, оба эти процесса должны идти постепенно и параллельно. Существуют даже особые курсы дрессировки, например: «Управляемая городская собака», «Собака в городе», «Begleithund», или «Собака-компаньон», позволяющие щенку пошагово изучить скоростной и многообразный современный мир и адаптироваться в нем.

Согласно понятиям классической кинологии, выделяют 3 этапа социализации.

  1. Начальный этап приходится на стадию младенчества (возраст – до 7-ми недель), когда главнейшую роль в жизни щенков играет сука-мать, которая кормит, ухаживает, дарит заботу и чувство защищенности. Щенки учатся взаимодействовать и друг с другом, борясь за молочный сосок и теплое местечко возле маминого живота. Позднее они обучаются играм, имитируют взрослое поведение и начинают осознавать специфику взаимоотношений в среде сородичей.

Но не следует сбрасывать со счетов и влияние человека. Известно, что у щенков, которых с самого рождения берут в руки, трогают и ласкают, формируется базовое доверие ко всем людям. Особенно сильна эта связь у детенышей, вскармливаемых искусственно. Такие малыши еще слепы и глухи, но уже призывно пищат и спешат-ползут на хорошо знакомый запах, который ассоциируется с едой. Подросшая хвостатая детвора все сильнее привязывается к человеку-другу, требуя уже не только удовлетворения простых физиологических потребностей, но и эмоционального общения.

В противовес этому, дефицит человеческого внимания приводит к искажению психологического развития щенков, о чем следует неизменно помнить владельцам закрытых питомников, выращивающим пометы в относительной изоляции.

  1. Второй этап социализации длится с 8-ой по 12-ую неделю жизни, знаменуясь началом формирования индивидуальности и автономии. Щенок уже не так зависим от матери, а ориентировочно-познавательный инстинкт возбуждает желание исследовать огромный мир вокруг. По мнению ряда кинологов, это – наиболее важный этап социализации.

Повышенной любознательности сопутствует обостренная восприимчивость к поступающей информации (сенситивная фаза), что обусловлено высокой податливостью психики, когда мозг буквально впитывает новые впечатления, быстро и активно формируя ответные реакции. Яркие эмоции могут пожизненно сохраняться в памяти животного, конструируя дальнейшие поведенческие стереотипы.

Наиболее сильной и запоминающейся эмоцией является страх. Именно поэтому так важно не причинять щенку избыточного дискомфорта, избегая психических и физических травм. В противном случае обретенный в этом возрасте страх может серьезно повлиять на психику животного в будущем.

Ситуация усложняется еще и тем, что данный этап совпадет с периодом отлучения щенка от матери и переездом в новый дом. Подобная смена обстановки и жизненных условий – первое серьезное испытание для малыша. Помочь справиться с ним должен любящий и ответственный хозяин – тот, кто все последующие годы будет играть ведущую роль в жизни ротти, конструируя день за днем внешность и психику своего питомца.

Благодаря врожденной крепости нервной системы, у ротвейлеренышей обычно отсутствуют ярко выраженные страхи, однако, содержание щенка в изоляции, как и провокация стрессовых ситуаций, не допустимы.

  1. Завершающийся этап социализации захватывает отрезок с 13-ой по 18-ую неделю жизни щенка. Юный ротвейлер уже вполне самостоятелен, а личный багаж знаний и опыта позволяет с субъективных позиций воспринимать и анализировать окружающий мир. Учась самоконтролю, щенок оценивает уровень опасности в различных ситуациях, соизмеряет свои эмоции и выбирает подходящую линию поведения.

Примечательно, что помимо узнавания хорошо знакомых предметов и явлений, включается ассоциативное восприятие, формирующее поведенческие стереотипы. Например, щенок, выращенный и воспитанный женщиной-хозяйкой, будет однозначно благоволить к «прекрасному полу» и при этом напряженно относиться к мужчинам. Данный момент можно скорректировать, планомерно вводя в окружение щенка людей разных полов, возрастов и внешности.

Исходя из вышесказанного, может сложиться впечатление, что успешно справляться со сложным комплексом ситуаций и явлений большого мира может лишь та собака, которая была ознакомлена с ними в раннем возрасте. Далее следует логический вывод, что животные, выращенные в изоляции при скудости набора внешних раздражителей, навсегда остаются психически ущербными, не умея правильно реагировать на все разнообразие окружающей среды.

Принципы социализации в современной трактовке

В современной психофизиологии можно выделить несколько понятий, позволяющих пересмотреть устоявшееся понятие о социализации и отменить столь категорический приговор «вовремя несоциализированным собакам».

  1. «Пластичность мозга». Под этим словосочетанием подразумевается постоянная подстройка эмоционально-поведенческих реакций животного к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. В течение всей своей жизни собака вынуждена обучаться чему-то новому, изменяя «неработающие» схемы и восстанавливая в памяти забытую информацию. В приспособленческом смысле процесс социализации можно сравнить с адаптацией, и длится он не несколько недель в конкретном возрасте, а всю жизнь.

Соответственно, можно выделить первичную (в щенячьем возрасте) и вторичную (во взрослом возрасте) социализацию. Ротвейлера можно считать взрослым лишь к 2-м годам, но в некоторых кровных линиях окончательное формирование тела и психики затягивается еще на год. Несомненно, пластичность мозга у юных особей гораздо выше, что и обеспечивает наиболее высокую эффективность обучения щенков. Но все взрослые и даже престарелые животные также способны изменять свои поведенческие стереотипы, демонстрируя удивительные метаморфозы.

Например, взрослые вольерные ротвейлеры, оказавшиеся волею судьбы в квартире, изначально отказываются заходить в лифт и передвигаться по лестнице, не желают терпеть до выгула, портят хозяйские вещи в стрессе от долгого пребывания в замкнутом пространстве комнаты, лают и воют в одиночестве, но постепенно усваивают новые правила. Более этого, многие из них на глазах превращаются в «комнатную интеллигенцию»: например, не желая подолгу гулять в непогоду или облюбовывая для спанья мягкие диваны вопреки тому, что с детства их домом была будка, а постелью – соломенная подстилка.

Отметим, что механизм подобного перманентного обучения достался нашим псам от диких предков, обеспечивая выживание в беспощадном первобытном мире – ведь быстрое реагирование позволяет своевременно идентифицировать угрожающие явления и избежать опасности. Таким образом, чтобы погасить реакцию собаки на тот или иной раздражитель, следует сделать его фоновым и привычным, переведя из категории «сильный, яркий, острый» в категорию «нейтральный».
  1. «Что тренируется, то и развивается». Этот действующий в физиологии закон позволяет сравнить мозг со скелетными мышцами, которые крепнут и закаляются в ходе регулярных физических нагрузок. Скудость умственной работы приводит к ментальной деградации и отупению. И, наоборот, чем активнее и пытливее мозг, тем проще ему усваивать новое.

С акцентом на вышесказанное, под социализацией можно понимать процесс, в ходе которого щенка приучают к различным внешним раздражителям, включая визуальные, звуковые, запаховые, вкусовые и тактильные стимулы. Не следует забывать, что большую часть информации собака воспринимает именно за счет обоняния и слуха, иллюстрируя поговорку: «Собака гуляет носом». Но чем больше органов чувств будет задействовано, тем мощнее и полновеснее будет поток информации, приходящей извне и перерабатывающейся центральной нервной системой.

Традиционно в ходе социализации, щенков выгуливают по городским улицам с грохочущим потоком транспортных средств, вспышками света и мешаниной запахов, толпой разномастных людей и собак. Но при всем этом невозможно предугадать весь спектр раздражителей и стимулов, с которыми собака может столкнуться на своем жизненном пути, дабы предоставить их для ознакомления в щенячьем возрасте. Несомненно, разнообразие добавляет опыта, но гораздо важнее дать возможность щенку привыкнуть к перманентному эффекту новизны, наработав позитивный настрой к миру и уверенность в себе.

Важно, чтобы мир вокруг собаки не напоминал застывшие неизменные декорации. И тогда мозг станет ненасытным по отношению к новым, свежим стимулам, а потребность в смене жизненных картинок – обыденной. Это позволяет воспитать собаку, которая в любом возрасте сохраняет интерес к жизни, любит учиться и быстро адаптируется к происходящим вокруг изменениям.

Авторы советуют менять не только направление движения в привычной среде, но и саму среду, например, совершая моцион по тихим пригородным улочкам, по освещенному огнями ночному городу или вообще выбираясь на природу. Ежедневные прогулки по одному и тому же маршруту даже в центре большого города преисполнены машинальных действий. Собака поворачивает и останавливается «на автомате», ступает лапами по привычному покрытию, чует знакомые запахи и звуки, сенситивная чувствительность к которым уже притуплена.

Эксперт
Елена Гурнакова
Опыт работы с собаками молосской группы более 20 лет. Дрессировка, коррекция психики, разведение, ветеринария. Автор книги издательства АСТ "Дрессировка собак. Теория и практика
Ярким примером «механической собаки» являются собаки-спортсмены, день за днем отрабатывающие одну и ту же программу на стадионе. Малейшая нестыковка в поведенческой цепочке заученных действий (например, переставленный в другое место барьер) может серьезно нарушить весь отлаженный алгоритм, не говоря уже о резкой смене «декораций».

Крайне специфично поведение собак, живущих безвылазно на огороженной придомовой территории в частном секторе. В западных странах в этой связи существует особый термин: «синдром коттеджной собаки». Такие животные чувствуют себя полновластными хозяевами двора, сада и лужайки, ведут себя там уверенно и адекватно, но будучи выведенными за ворота и оказавшись в незнакомом месте, теряют самообладание и становятся неуправляемыми.

В противовес этому уверенная в себе и ориентированная на человека собака-компаньон демонстрирует хорошую работоспособность и безоговорочную управляемость голосом в любом месте, в любое время суток и при любой погоде.

  1. «Festina lente» (с латинского – «торопись медленно»). В норме породная психика ротвейлеров обеспечивает высокую стрессоустойчивость, а новизна предметов и явлений подхлестывает ориентировочный инстинкт. Однако, избыток впечатлений и обилие запредельных сигналов из внешнего мира могут сыграть отрицательную роль в формировании психики щенка.

Боясь упустить период социализации, хозяин начинает форсировать процесс, буквально обрушивая на незрелого питомца незнакомые картинки, звуки и запахи. А перевозбуждение нервной системы неизменно ведет к переутомлению и срыву адаптации. Пребывая в состоянии психического дискомфорта, щенок запоминает новый стимул как нечто неприятное, что ведет к эффекту, обратному социализации.

Рассказывают, что некий немецкий дрессировщик собирал в одном месте группу из нескольких десятков (!) щенков, которых в течение дня ждала масса «развлечений»: от подвижных игр и купания в озере до знакомства с грохочущим трамваем и катания в лошадиной повозке. Стоит ли говорить, что скученность животных, всеобщая суета и чрезмерная длительность мероприятий приводила к развитию стресса и нервного истощения. В результате одни щенки впадали в ступор от страха или буквально валились от усталости, а другие начинали драться друг с другом и огрызаться на хозяев, пытающихся заставить их участвовать в еще одном обязательном действе. Запечатлевшись в памяти, подобный экстремальный опыт, несомненно, повлиял на психику «подопытных животных», породив в одних стойкую нервозность и неуверенность в себе, а в других – агрессию и враждебность.

Современные тренеры-кинологи, исповедующие принцип бесконфликтной дрессировки, предлагают знакомить щенка с резкими, возможно, пугающими стимулами очень постепенно, предлагая на первых порах слабый вариант этого стимула всего на 2-3 секунды. По мере привыкания интенсивность раздражителя усиливают. Если щенок не выказывает каких-либо признаков нервозности и страха, а относится к воздействию безразлично, продолжая заниматься своими делами, или, напротив, выказывает явный позитивный интерес, – значит, сила раздражителя подобрана правильно.

К примеру, если вы заметили, что ваш ротти боится грозы, попробуйте воспользоваться вышеуказанным способом приучения. Для этого на компьютер или смартфон скачивают звуки грозы и ливня, и включают в комнате, где находится щенок – но, заметьте! – включают очень тихо и лишь на несколько секунд. Если маленький храбрец не испытывает дискомфорта, то звук и продолжительность постепенно усиливается. Несомненно, вам понадобится не одна неделя, чтобы приучить питомца не бояться полновесного громыхания над головой, но это познание будет получено без негатива и стресса.

  1. «Страх – плохой наставник». Некоторые кинологи, проповедующие форсированную психологическую закалку и быстрое избавление от страхов, считают, что щенок должен «один раз перебояться», чтобы кардинально изменить отношение к пугающей ситуации.

Например, хозяин с нелюдимым и боящимся прикосновений щенком намеренно прохаживается в толпе людей, которые громко разговаривают, смеются, касаются друг друга и щенка, гладят и треплют его. Через какое-то время шок от происходящего проходит – щенок перестает дергаться на поводке из стороны в сторону, жаться к ногам хозяина и уклоняться от тянущейся к нему руки. Он как будто бы смиряется и привыкает к происходящему.

На самом же деле, как говорят физиологи, нервное перевозбуждение закономерно сменяется торможением, проявляясь угасанием психических реакций.

Таким образом, аксиома «Клин клином вышибают» не может быть безоговорочно перенесена на процесс адаптации. Не факт, что попав через время в подобную ситуацию, собака сохранит нужные «настройки». Напротив, как показывает опыт работы с эмоциональными и робкими животными, мы рискуем усугубить стресс и надолго впечатать в память ученика негативный след.

Современный подход к социализации пропагандирует позитив и исключает «шоковую терапию». При этом на первое место выступает обнаружение скрытых способностей и приобретение новых навыков, направленных на достижение цели и удовлетворение потребностей. Стойкое благоприятное воздействие этого метода определяется подменой отрицательной реакции на диаметрально противоположную, которая и должна стать ключевой в рассматриваемой ситуации

Например, чтобы научить собаку не бояться звуков выстрела и петард, используется метод положительного подкрепления, в ходе которого хлопок хлопушки становится сигналом к ужину. Естественно, поначалу хлопушка взрывается на значительном на расстоянии от собаки, после чего хозяин радостным голосом командует: «Кушать! Кушать!», предоставляя возможность проголодавшемуся питомцу полакомиться вкусненьким. Постепенно расстояние сокращают, а у собаки вырабатывается цепочка условного рефлекса: хлопок (условный раздражитель) → радостное предвкушение угощения → пища (безусловный раздражитель).

Возвращаясь к описанной выше ситуации с нелюдимым щенком, надежнее было бы использовать метод привыкания к незнакомцам через регулярное подкармливание. При этом важно, чтобы инициатором сближения был сам щенок, а не нависающий над ним большой и страшный чужак. Помните, на языке зверей: «Осторожность – не есть трусость», а любое прикосновение (даже легкое касание и поглаживание) расценивается собакой как некий акт доверия.

Постепенно знакомясь с необычными предметами и явлениями, щенок удовлетворяет свой естественный интерес к жизни, испытывая удовольствие от подобных контактов.

  1. «Человек – собаке друг». Данный аспект подразумевает установление и упроченье социального контакта, взаимопонимания и взаимодоверия. Важен постоянный мониторинг реакций собаки на тот или иной стимул и надлежащая коррекцию возникшего негативного состояния.

Зоопсихолог Ольга Кажарская, описывая современный поход к социализации, подчеркивает, что: «Социальная связь играет решающую роль в формировании мозга. Теплые отношения, в которых собака чувствует поддержку хозяев, приводят в выработке гормонов социальной связи. Эти гормоны способствуют полноценному развитию различных частей мозга, наработке стрессоустойчивости и выработке контроля эмоций. Поэтому качество социальной связи хозяина и собаки является базовым фактором, который определяет успех воспитания собаки» ©

Это вовсе не значит, что владелец должен намеренно сужать или ограничивать мир, доступный щенку. Гипер-опека не приносит ничего хорошего, как и безграничная вседозволенность. Например, щенок, которого никогда не спускали с поводка, лишали игрушек, общения со сверстниками и всячески подавляли самостоятельность, вырастает безынициативным тугодумом, либо неврастеничным трусом. Физиологи употребляют в этой связи термин «депривация», подразумевающий отгораживание от стимулов и сокращение возможности удовлетворять основные психофизиологические потребности.

Изоляция и всяческое ограничение свободы усугубляет врожденные психические недостатки, в частности, слабый темперамент и неустойчивость нервных процессов. Нестабильная и неуверенная собака оказывается неспособной полноценно адаптироваться к жизни, обучается с трудом, испытывает фобии и постоянно создает проблемы своему хозяину. С таким животным нужно работать много и аккуратно, без стресса и прессинга, постепенно и пошагово обучая самостоятельности.

Например, позвольте щенку самому определить, может ли он справиться с каким-то физическим препятствием: ступеньками лестницы, невысоким ограждением, большой тяжелой веткой. Если воспитанник явно проявляет робость и стремится уйти – не заставляйте его делать требуемое именно сейчас. Лучше вернуться к нерешенной задачке после небольшого отдыха, подобрав иной метод ее решения. Не беспокойтесь, что такая осторожность привьет собаке дурную привычку в прямом смысле слова избегать неприятностей. Способность справляться с трудностями и обрабатывать новую информацию развиваются постепенно. Придет время – и психологическая выносливость повысится сама собой.

Не следует насильно удерживать собаку для поглаживания незнакомцем, поскольку в этом случае может быть нарушено доверие к хозяину, представляющему в глазах питомца центр комфорта и безопасности. Гораздо правильнее – дать возможность щенку обнюхать спокойно стоящего незнакомца без форсирования какого-либо сближения. Если же песик не желает приближаться к чужаку и испытывает нервозность – усадите его у своих ног и продолжите беседу без акцентирования внимания на собаке. Доверительная поза, при которой питомец прижимается своим боком к голени хозяина или усаживается на его ступни, служит знаком хорошего контакта и принятия ситуации.

Любая проявляющаяся нервозность, неуправляемая физическая активность или паника должна быть по возможности быстрее купирована. Кому-то из щенков помогает монотонная тихая речь, кому-то – «вкусняшки» или ласковое поглаживание. С апортировщиком можно мгновенно разрядить ситуацию с помощью игрушки или палочки. Некоторые владельцы удачно переключают своих питомцев командами из курса послушания.

Зоопсихолог Ольга Кажарская пишет: «Многие говорят, что собака должна справляться с разными ситуациями самостоятельно. Считается, что поддерживая собаку, когда ей страшно, хозяин поощряет ее чувство страха. Кто-то вообще игнорирует состояние собаки, словно ее и нет рядом. Если вы – сторонник такого подхода, постарайтесь вспомнить, что ваша собака – это высоко социальное существо. Одной из основных потребностей социальных животных является осознание чувства защищенности и чувства принадлежности к семье. Поэтому в любой ситуации она запоминает в первую очередь факты, показывающие, насколько эти условия выполняются. Кроме того, стресс – это физиологическое состояние, с которым далеко не всегда можно справиться самостоятельно» ©.

Важно не оставлять без внимания собаку в нервозном состоянии, полагая что возбуждение погасится само по себе. Адекватный и управляемый ротвейлер должен уметь «включаться» и «выключаться» по команде, что достигается направленным психотренингом. Соответственно, с новыми навыками открываются и новые возможности, еще сильнее мотивируя к обучению.

Итак, быстрота и успешность адаптационных изменений определяются:

  • возрастом собаки;
  • индивидуальными особенностями психики, такими как темперамент, тип защитно-оборонительной реакции и уровень стрессоустойчивости;
  • объемом и разнообразием прошлого опыта;
  • наличием или отсутствием направленной психологической коррекции и всесторонней помощи в процессе адаптации.

Адаптация будет проходить весьма сложно у тех животных, которые:

  • наделены от природы слабым типом высшей нервной деятельности, что подразумевает робкий характер, пассивный тип защитно-оборонительной реакции и низкий стрессовый порог;
  • на протяжении всей жизни содержались исключительно в одних и тех же неизменных условиях (например, на огороженной придомовой территории);
  • в период перемен вынуждены находиться в одиночестве или среди недоброжелателей.

Социализация в период вакцинации

Вакцинация является важнейшим ветеринарным мероприятием, приходящимся как раз на ту саму «сенситивную фазу», в ходе которой психологическая чувствительность щенка обострена («Схема вакцинации щенка ротвейлера»). Боясь заражения опасными вирусами, владельцы стараются строго выдерживать условия вакцинации и выводят своих питомцев в большой мир лишь после того, как истечет полный срок карантина. Получается, что в течение 1,5 месяцев щенок просиживает в относительной изоляции, что не может не сказаться на его физическом и ментальном развитии.

Если ротти проживает в частном доме, то в его владениях на период вакцинации оказывается целый двор, что в какой-то мере модулирует естественную окружающую среду. Но если щенок квартирный, то условия его «заточения» гораздо строже.

Так как же подготовить психику щенка к первой прогулке?

  1. Знакомство с новыми предметами. Всем известна привычка наших псин нырять носом в принесенные домой сумки. И даже если внутри – не еда, которую можно выклянчить у хозяина, поведение в стиле «чё-купил» иллюстрирует познавательный инстинкт.

Для его развития рекомендуется приносить щенку для исследования новые предметы. Это могут быть игрушки из разного материала (латекс, винил, плюш, текстиль, сизалевое плетение), а также природный материал (кусок мела, участок древесной ветви, кокосовый орех, лосиные или оленьи рога, большая говяжья кость) и предметы быта (большая картонная коробка, валенок, автомобильная покрышка). Щенок должен иметь возможность не только понюхать и со всех сторон рассмотреть диковинку, но и потрогать ее лапой, потаскать по полу, попробовать на вкус и на зуб. В связи с этим выбирайте нетоксичные и безопасные для животного и малоценные для человека предметы.

Зоопсихолог Ольга Кажарская сообщает: «Мы играем в игру «Развивающая среда». Для организации игры мы собираем всевозможные предметы, каждый из которых создавал бы у собаки новое впечатление. У собаки 5 чувств. Поэтому в игре «Развивающая среда» используются предметы с разными вкусами, запахами, формой, цветом и текстурой. Хорошо, если вы сумеете найти также предметы, создающие негромкие звуки, которые собака еще не знает, но которые не вызывали бы у нее неприязни». ©

В частности, зоомагазины предлагают широкий спектр пищащих, свистящих, хрюкающих и кукарекающих игрушек, издающих звук при укусе или сжатии. Представляет интерес звуковая игрушка «Woof Glider», чья полусферическая форма и крупный размер позволяет щенку ротвейлера не только таскать ее в пасти, сжимая челюсти, но и, напрыгивая, сдавливать лапами, что приучает к концентрации внимания и позволяет получить удовольствие от игры.

  1. Интерактивные игры. Весьма полезно заниматься развивающими (интерактивными) играми, ставя перед собакой задачи для самостоятельного решения.

Это могут быть игрушки-кормушки в виде мяча или гантели из пластичного материала с отверстием и полостями внутри, которые можно заполнить лакомством. Процесс его извлечения гарантирует длительную охоту за «вкусняшкой», а пористый материал и рельеф поверхности игрушки отлично массирует десна и удовлетворяет жевательный инстинкт щенка.

Отличной забавой станет интерактивная игрушка «Ferplast DUO» с тайниками для сухого корма, развивая охотничьи инстинкты щенка, внимательность и смекалку.

При должном уровне фантазии, владелец способен самостоятельно придумать игры на сообразительность, одной из которых может стать упрощенный аналог «Наперстка». Только в данном случае под перевернутые стаканчики кладется «вкусняшка», на которую и должен указать собачий нос или лапа. Ротвейлереныша можно обучить фокусу «В какой руке?», а в последствии прятать лакомство и в более потаенные уголки квартиры, отрабатывая команду «Ищи!». Для развития поискового инстинкта у флегматичных щенков кусочки лакомства поначалу просто рассыпают по полу, позволяя питомцу беспрепятственно собирать их, а чуть позднее усложняют задачу, прикрывая еду листком бумаги или лоскутьями легкой ткани.

  1. Обучение послушанию. В пределах квартиры со щенком вполне можно разучивать основные команды, куда входят не только статические упражнения: «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», но также приучение к ошейнику-поводку, начальный навык хождения по команде «Рядом!», а также подзыв по команде «Ко мне!» и посыл собаки на место (команда «Место!»). В качестве мотивации используют лакомство или любимую игрушку.

Продолжительность одного занятия должна составлять около 5 минут и состоять из 2-5 повторений. В течение дня таких подходов может быть 3-4.

Не следует физически и психологически переутомлять щенка. Если ученик отводит взгляд, зевает, отворачивается или откровенно пытается уйти, значит – пора отдохнуть. В противном случае щенок будет ассоциировать атмосферу урока и разученную команду с чем-то неприятным.

  1. Подготовка к выставочной карьере. Ротвейлеров, которых планируют экспонировать в ринге, с самого раннего детства обучают выставочной стойке, показу зубов и осмотру семенников. Маленьких щенков удобно ставить в стойку на столе и там же проводить осмотр. Ротти должен спокойно относиться к прикосновениям и ощупываниям, которые вначале делает исключительно хозяин, а позднее – незнакомые люди (подробнее о «Подготовке щенка ротвейлера к выставкам»).
  2. Новые знакомства. Щенка, находящегося на поствакцинальном карантине, не следует прятать от приходящих в дом гостей и живущих рядом животных.
Эксперт
Елена Гурнакова
Опыт работы с собаками молосской группы более 20 лет. Дрессировка, коррекция психики, разведение, ветеринария. Автор книги издательства АСТ "Дрессировка собак. Теория и практика
Большую ошибку совершают те владельцы, которые изолируют свою собаку от посторонних с целью развития охранных качеств. Несомненно, изоляция принесет свои плоды в виде недоверчивости и осторожности, так что чужие люди будут казаться врагами. И даже если доминантная от природы собака вырастет злобной, ее агрессия будет маскировать собой отсутствие опыта и неумение по-иному реагировать на данную ситуацию. А при наличии элементов пассивно-оборонительной реакции вы рискуете получить откровенно трусливое и неврастеничное существо, лающее и кусающееся из страха.

Именно поэтому пусть ваши друзья и родственники гладят, ласкают и играют с ротти, развивая в нем те сильные и благородные качества, которыми издавна славится порода.

Щенка можно легко подружить с любой живностью, проживающей в доме, включая других собак, кошек, кроликов, попугайчиков и даже крыс. Выдержка, терпимость и аккуратность – прекрасные качества воспитанной и умной собаки.

  1. Прогулки. Некоторые авторы советуют не ограничиваться пределами квартиры и выносить щенков на улицу в подходящей по размеру переноске или держа на руках. При этом малыш будет иметь возможность лицезреть мир вокруг, вдыхать его запахи и понемногу адаптируясь.

Приверженцы строго карантина отрицают безопасность этого метода, поскольку смертельно опасные инфекции распространяются воздушно-капельным путем, и нет никакой гарантии, что щенок, которого не опускают на землю, не заразится.

В любом случае, хозяин должен сознательно выбрать «из двух зол – меньшее», осознавая те вероятности, которые могут ожидать в каждом из сценариев.

Исходя из вышесказанного, можно понять, что для успешной социализации ротвейлера необходимо:

  • постепенное, но постоянное расширение границ личного мира, знакомство с разнообразными предметами, явлениями и существами;
  • тренировки на ментальное и физическое развитие, направленные на выработку уверенности в себе при недопущении психологического истощения;
  • неизменная поддержка и своевременная психопомощь со стороны хозяина (в частности, тренировки на смену ассоциации).

 

Ваш комментарий будет первым

Оставить комментарий

Выш Mail не будет опубликован


Сайт не хранит и не обрабатывает персональные данные

*